aif.ru counter
Юрий Скородумов 509

Кто построил аэродром? Талажский лагерный пункт и его жертвы

«АиФ» вспоминает тех, для кого не нашлось даже памятной доски

Прочитала в «АиФ» о том, что вот-вот нашему аэропорту в Талагах присвоят чьё-то имя. Но хоть бы один человек вспомнил про репрессированных, которые начинали строить этот аэродром. Вот чьим именем надо его назвать! Люди на этой стройке умирали.

И. Горячева, Архангельск

Так совпало, что и тема присвоения имени аэропорту сейчас обсуждается, и только что прошёл День памяти жертв политических репрессий (30 октября). Мы «подняли» историю создания под Архангельском Талажского лагерного пункта. Фактически - это был «филиал» Ягринлага, лагеря для заключённых, строивших Северодвинск.

Интеллигентные уголовники

Исправительно-трудовая колония в Талагах - иногда её так и называли - Талага - появилась в 1937 году. Вначале Талажский отдельный лагерный пункт - именно так он назывался официально - входил в систему Кулойского исправительно-трудового лагеря НКВД. Заключённые работали на лесоповале, который начался в этих местах ещё в 20-е годы. Древесина, срубленная заключёнными, поставлялась через Талаги на архангельские лесозаводы. В 1942 году Кулойский лагерь был закрыт, но затем он был присоединён к Ягринлагу.

Первые арестанты построили бараки для жилья. На территории была мужская и женская зоны. По воспоминаниям Бориса Сороумова, который работал там надсмотрщиком, в лагпункте содержалось около 500 мужчин, проживавших в трёх бараках. «В зоне была кухня, столовая, баня, клуб, - писал он позже в дневнике. - А бараки для охраны и для самоохранников (охрана из числа заключённых) находились вне зоны».

По воспоминаниям современников, в лагере в основном находились осуждённые по 58 статье Уголовного кодекса РСФСР - за «пропаганду или агитацию к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти». Поэтому и народ здесь подобрался интеллигентный.

«Старый-старый, долгими годами обживаемый лагерь, - вспоминает арестант Юрий Грачевский. - И по сравнению с Молотовском домашний какой-то. Уголовников нет совсем - только 58-я. Живут здесь безвыездно по многу лет. Состав более или менее подходящий. Прижились. Приварились. Попривыкали друг к другу. Всё про всех знают. Не то, что на Яграх, где и лиц-то запомнить невозможно, не говоря уже об именах. А тут все по имени-отчеству. Все на «вы», а вообще-то всяческая грубость не одобряется. Интеллигентская царит атмосфера».

Мебель из лагеря

«Работа в лагпункте была очень разнообразная, - рассказывает «АиФ» руководитель Северодвинского отделения регионального объединения пострадавших от политических репрессий «Совесть» Галина Викторовна Шаверина. - Рубили лес, строили аэродром, было кирпичное производство, гончарное. Был большой сельскохозяйственный отдел, где находились и коровы, и лошади, и теплицы, и поля. Кроме того, они там и на себя работали - была и обувная мастерская, например. Производили тут и мебель».

«В 1945 году настала моя очередь: мне дали стандартный срок десять лет, - вспоминает узник лагеря Виктор Каган. - Я попал в ту самую Талагу, где был упомянутый в «Архипелаге ГУЛАГе» Солженицына плановый выпуск мебели на базе аварийной древесины - бревен, отбившихся при сплаве. Помню совещания, на которых золотопогонные начальники решали, сколько аварийной древесины нужно заготовить на следующий месяц. Чем не модель всего ГУЛАГа, который обеспечивал плановое производство в целых отраслях хозяйства всей страны на базе «аварийной» рабочей силы?»

Останки заключённых Ягринлага. Фото: Из личного архива/ Галина Шаверина

Многим осуждённым не было уготовано выйти на свободу. Зимой 1941-1942 гг. почти каждый второй заключённый умер от голода, непосильной работы и нечеловеческих условий жизни.  «Ежедневно по ночам умирало три-четыре человека, - вспоминает Борис Сороумов. - Умерших в лагере отвозили на деревенское кладбище на лошадях. Похоронами занималась специальная команда из заключённых. Мест расстрела я не знал: всё делалось втихаря, по ночам. Человек был - человека не стало. Всех жалко, а что поделаешь. Ужасала дикость обращения с народом в те времена».

Талажский лагпункт был закрыт в 60-м году, но до сих пор там можно найти следы лагерной жизни - сохранилась часть строений. А на берегу реки Кузнечихи, где были печи для обжига, до сих пор ничего не растёт - здесь осталось столько кирпичной крошки, что даже при постоянных отливах-приливах она до сих пор лежит по берегу.

А аэропорт, который начинали строить талажские узники, появился чуть позже - в начале 1963 года. 5 февраля этого же года на свежевыложенную полосу совершил посадку первый самолет Ил-18, прибывший рейсом из Москвы.

Использованы материалы и фото из книги «Мы строили необычайный город».




Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета Газета
Самое интересное в регионах
Роскачество