Наталья Попова 3 380

«Уроки истории»: Михаил Копица о Коле из Уренгоя, Навальном и нашем прошлом

Как отличить правду от вымысла, а добро от зла?

Ежегодно архангельские старшеклассники получают премии за особые успехи в разных областях. Кто сказал,что наши подростки ничем не интересуются?
Ежегодно архангельские старшеклассники получают премии за особые успехи в разных областях. Кто сказал,что наши подростки ничем не интересуются? © / Михаил Копица / Из личного архива

«К сожалению, сегодня историю воспринимают как пропагандистский, политический инструмент. Но это не так, и от этого нужно уходить», - считает учитель истории архангельской гимназии № 3 Михаил КОПИЦА.

Нужно ли копаться в прошлом, чтобы произвести переоценку, и кто может вырасти из протестующего школьника? Об этом мы поговорили с Михаилом Николаевичем.

Помнить всё

- Выступление уренгойского школьника Коли в Бундестаге, где, как выражаются интернет-пользователи, он пожалел немецких солдат, павших на поле боя под Сталинградом, вызвало массу споров. Что, на ваш взгляд, произошло?

- На мой взгляд, он сказал важную вещь, важную для всех нас. Невозможно всё время пестовать войну. Когда-то нужно начинать прощать. Здесь речь о том, что в каждой армии находятся солдаты, которые на самом деле не хотели воевать и которые оказались жертвами и заложниками обстоятельств. И всё время педалировать тему войны и неприятия врага, мне кажется чрезмерно.

- Не получится ли перекос, когда мы все начнём говорить о жалости к врагу?

- Полагаю, что прошлое нужно оставить в прошлом.

- Есть такое мнение, что наши дети просто ничего не знают о Великой Отечественной войне. Сколько часов на изучение войны даётся в школе?

- На данный момент у нас ещё действует концентрическая система изучения истории. Это когда Великую Отечественную войну мы изучаем два раза. Первый раз в 9 классе, в курсе всеобщей истории, в общей сложности - это 6 часов. И потом в курсе истории России 3 часа. Этого вполне достаточно, тем более что в профильных классах часов больше. К тому же, если мы увеличим количество часов по истории войны, нам нужно сократить количество часов по истории другого периода. Вы какой период хотели бы сократить?

- Ну, наверное, самый ранний. Это как-то очень уж далеко от нас.

- Не совсем понятна вот как раз война. Потому что у школьников зачастую возникает когнитивный диссонанс, когда СМИ дают откровенно пропагандистскую информацию о войне в больших масштабах. Это и документальные фильмы, и политические ток-шоу, и заявления политиков. И когда подростки видят то, что есть в учебниках, которые были написаны в те времена, когда эта вакханалия ещё не началась, где довольно сдержанная позиция, где поднимаются вопросы, например, об ответственности за развязывание Второй мировой вой­ны, они теряются. Как так? В учебнике одно, а в окружающем мире по-другому? Здесь есть ещё проблема: мы живём в обществе полиисторичном, то есть у нас существует множество «памятей» о прошлом, и зачастую эти «памяти» находятся в конфликтах друг с другом. Всех заставить думать и помнить одинаково невозможно. К примеру, та же самая война: мы выбираем, что помнить. Одни предпочитают помнить победу и героизм, а другие - коллаборационизм (осознанное сотрудничество с врагом. - Ред.), который в годы войны приобрёл значительные масштабы. Одни предпочитают помнить приказ «Ни шагу назад!», другие - заградотряды, которые двигались позади основных войск, чтобы предотвратить несанкционированное отступление. Помнить-то нужно и то, и другое на самом деле. Это наивное представление о том, что мы сейчас создадим учебник с единым форматом, который всё расскажет, что было, и у нас сформируется память, и у всех она будет одинаковая. Это невозможно.

«Протест? Это нормально»

- Какие вопросы задают подростки, что их интересует?

- Их интересуют загадочные события, а также  этическая оценка того или иного акта, действия человека. Например, допустимы ли разного рода общечеловеческие практики для достижения великих целей? Речь идёт о репрессиях, революции, гражданской войне и т. д. Этическая сторона их волнует, потому что это как раз такой возраст, когда они начинают задаваться этим вопросом и думать всерьёз, определяя своё отношение, обретая ценностные ориентации. Есть 3 персонажа в русской истории, которые постоянно являются объектами спора: Иван Грозный, Пётр Первый и Иосиф Сталин. Вот эти три персонажа попадают на наш нерв и заставляют нас думать, постоянно размышлять, спорить. Они одновременно объединяют нас и разъединяют. Я предлагаю подросткам порассуждать на эту тему. С одной стороны, они говорят о жестокости, чрезмерной, до оторопи, ставящей в тупик. С другой стороны, это достижения. Я пытаюсь их подвести к мысли, что проблема-то состоит в том, что мы одновременно не можем отказаться и не можем принять. Мы не можем отказаться от Сибири, которая начиналась осваиваться при Иване Грозном, не можем отказаться от Петербурга - достижение Петра Первого, - и от Победы в войне, когда руководителем СССР был Сталин. Но при этом мы не можем принять издержки, они в нас создают некое сопротивление внутреннее.

- Почему школьникам так интересен Алексей Навальный?

- Это нормально. Помните, мы с вами обсуждали ещё несколько лет назад, что они все поголовно хотят быть чиновниками? Это гораздо ужасней, когда 17-летний юноша с умным видом говорит о том, что он хочет быть чиновником, чтобы сидеть в кресле. Это неправильно! Ребята, надо в космос хотеть лететь, надо мечтать делать открытия. Меня радует их интерес к протесту, это человеческая, это юношеская вещь, которая на самом деле является, наверное, обязательным этапом становления личности человека.

- А во что со временем может трансформироваться юношеский протест?

- Трудно сказать. Всё снимается со временем, люди взрослеют, начинают делать более осознанно свой выбор, яснее осознавать свои интересы. А для школьников это игра, и со временем одни игрушки заменятся другими.

- В любом случае это будут думающие, анализирующие люди.

- Возможно. Но гораздо лучше, если бы эти качества воспитывала школа. Потому что, к сожалению, школа нацелена и заточена на формирование лояльного человека, на конформиста, который в конечном итоге соглашается с правилами, он выполняет обязанности, не бунтует. И критическое мышление оно вроде как опасно для школы, во всяком случае для того типа школы, который сейчас. А вот навык критического мышления - это, безусловно, очень важная вещь, я даже считаю, что это едва ли не главная задача, которую должно ставить перед собой современное образование в условиях информационного общества. Информационные потоки, сливаясь, перекрещиваясь, оставляют свой след. И отсутствие навыка критического мышления может привести к тому, что человек перестанет отличать правду от вымысла и в конечном итоге добро от зла. И мы сейчас продвинулись в этом достаточно далеко для того, чтобы испытывать опасения. Что может быть ужаснее этого?

Фото: Из личного архива/ Михаил Копица

Что такое «фолк-хистори»?

- Что бы вы посоветовали почитать нынешним подросткам для понимания истории?

- Есть два замечательных сайта в Интернете. Это ПостНаука и Arzamas. Здесь учёные рассказывают о своих изысканиях, о своих результатах. В ПостНауке есть раздел, посвящённый гуманитарным наукам. Сайт Arzamas целиком посвящён именно гуманитарным знаниям, это просветительский проект. Я и ученикам своим советую изучать историю по этим сайтам: что из себя представляет наука на данном этапе. Не идеологические споры, не политическая конъюнктура, а то, что интересует учёных, какие аспекты прошлого их интересуют? Например, большое внимание уделяется социальной антропологии, которая почти не отражена в школьном курсе. Устная история - это когда изучаются «памяти» людей о недавних периодах или событиях. Это интереснейшее направление, которое сейчас в истории едва ли не ведущее. И мои ученики делают проекты о недавнем времени, о 70-80-х годах, например. Это то, что им рассказывают родители, бабушки, дедушки: как юноши ухаживали за девушками, как проводили время, что ели, какую одежду носили, а какую неприемлемо было носить и т. д. Это позволяет уйти от идеологии и политики, остаются знания, чистый, без примесей интерес. Проблема в чём состоит? Историю воспринимают как пропагандистский, политический инструмент. Историю воспринимают как нечто, что должно воспитывать, формировать убеждения, в то время как на самом деле история должна быть инструментом дидактическим. До тех пор, пока она не будет таковым, у нас будут проблемы с разного рода фолк-хистори. То есть с масс-историей, псевдоисторией.

- Есть ли в школе курс по региональной истории?

- Сейчас у нас создаётся учебник. Его создаёт группа учёных САФУ под руководством Андрея Репневского, в том числе мой однокурсник Роман Юрьевич Болдырев. Наши учёные пишут тексты, а мы с Романом для них делаем дидактическую оснастку. И вот основная идея в том, чтобы с помощью дидактической оснастки - это система заданий, вопросов, которые там ставятся - формировать именно в первую очередь критический взгляд на тексты, на прошлое. Я пока не готов сказать, когда выйдет учебник. Но по новым федеральным стандартам, в ближайшие годы курс региональной истории будет включён в школьную программу. Я считаю, что это замечательно.

Досье

Михаил Николаевич Копица родился в 1976 году в Архангельске. В 1999 году окончил ПГУ по специальности «История». Работает учителем 17 лет. Кроме того, ведёт передачу «Зеркало истории» на областном радио. Является автором пособия для учителя «История Архангельского Севера с древнейших времён до начала XX века». Женат, есть дети.



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (3)
  1. Андрей Истомин[facebook]
    |
    15:09
    30.11.2017
    0
    +
    -
    А должны ли простить нацистов жертвы Холокоста? Или это только россиян касается? На мой взгляд, в русской христианской культуре, наоборот излишне принято прощать ("немчики, мы же с вами воевали"), наоборот, надо все помнить, не забывать и многие вещи не прощать никогда ("Кто старое помянет - тому глаз вон. А кто забудет - тому два"). Тем более, что никакого покаяния со стороны нынешних нацистов и их покровителей в отношении русского населения мы не видим. Также не надо забывать, что встретились не просто враги и соперники на ринге, а война шла на уничтожение и встретились в данном случае на нашей захватываемой врагом территории под Сталинградом. И с какой стати я должен прощать того, кто хотел меня уничтожить?
  2. Kirill Malikov[facebook]
    |
    16:59
    30.11.2017
    0
    +
    -
    Андрей Истомин[facebook]: Ну вы в таком случае не требуйте прощения для Сталина, уничтожившего миллионы людей, своих же людей, не говоря про другие народы. И про каких нынешних нацистов вы говорите? Сейчас фашизм в нашей стране зарождается самый настоящий. Немцы-нацисты уже давно в могиле, а вас тогда еще и в проекте не было, не берите на себя много.
    • Андрей Истомин[facebook]
      |
      23:34
      30.11.2017
      0
      +
      -
      Kirill Malikov[facebook]: Никто из здесь присутствующих не предлагал прощать Сталина, вы с кем разговариваете вообще?) Вы, наверное, знаете про то, что в Украине нацисты в Одессе уничтожали русских людей и в других местах, на Украине продолжается реабилитация нацизма, и правительство Германии, насколько мне известно, эти действия нацистов не осудило, как и дискриминацию русского населения и возрождение нацизма в Прибалтике. Если в России поднимают голову нацисты, то государство их не поддерживает, а борется с незаконными акциями с их стороны. Немцы не только предполагали уничтожение русского населения, но и осуществляли геноцид русского населения на практике, и не факт, что родились бы и вы. Так что не надо плевать в колодец истории.
Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета
Самое интересное в регионах