aif.ru counter
Наталья Попова 0 99

«Эмоция всё равно вырвется». Архангельский психолог о школьных трагедиях

Стреляющие школьники в Перми, Улан-Удэ, Керчи. «АиФ» выясняет, можно ли избежать подобных ужасов

Ребёнок всё равно найдёт возможность реализовать себя. Только где, как и с кем?
Ребёнок всё равно найдёт возможность реализовать себя. Только где, как и с кем? © / pixabay.com

«В трагедии, которая произошла в Керчи, будут разбираться серьёзные организации. Вполне возможно, что подросток, который расстрелял столько людей, мог стать жертвой эксперимента. Мы все помним, что была такая организация в соцсетях «Синий кит», где детей принуждали к суициду. Её запретили даже на законодательном уровне. Но подростки продолжают сидеть в сети, и родителям нужно обращать на это пристальное внимание», - говорит руководитель архангельской школы развития Демьян Клим.

Мы поговорили с ним о том, как вовремя обратить внимание на школьников, склонных к неадекватным поступкам.

Принимайте «самость»

- Демьян, я уверена, далеко не все родители до конца знают своих детей и на вопрос: «Что ты делаешь в Интернете целый день? » - отвечают, что учатся или общаются с одноклассниками. Когда нужно начинать нервничать? Кто в группе риска?

- В первую очередь нужно обращать внимание на тех, кто сильно погружён в соцсети. У нас проводились исследования, так вот сознание ребёнка, особенно в подростковом возрасте из-за гормональных перестроек, очень чувствительно. Если ребёнок никак не может себя проявить в кругу сверстников, он ищет для этого другую площадку. Подростковый возраст - это ещё и такой период квестов, когда подросток изучает свой потенциал: что он может, а что не может получить или сделать? И если жизнь у него очень скучная, а гармоны подталкивают совершать какие-то действия, соответственно нужно создать такие ситуации, где они смогут выговориться, выплеснуть накопившиеся эмоции. Раньше это был двор, были игры - в разное время разные. Сейчас дворов практически нет, а потребность выплеснуть есть.

- И что делать родителям? Часто ли они жалуются на то, что не могут найти общий язык со своим ребёнком?

- Часто. И таких сложных взаимоотношений становится всё больше. Что нужно делать? Нужно выстраивать отношения. Во-первых, самим родителям тоже нужно поменьше сидеть в гаджетах. Во-вторых, им нужно помнить, что отношения со своим ребёнком нужно выстраивать всю жизнь. Самое главное - проявлять ласку и заботу. Если ребёнок приходит из школы и закрывает дверь, это говорит о том, что что-то уже упущено, но это не значит, что поздно начать налаживать контакт. Есть несколько способов. Первый - это проявлять уважение к ребёнку, к его особенностям, к темпераменту. Он смотрит на мир по-другому, реализует себя по-другому, но мы же, взрослые, хотим, чтобы ребёнок всё делал, «как я хочу». Нет, нужно принимать его особенности. Видя, что его принимают таким, какой он есть, с его самостью, ребёнок тоже пойдёт навстречу, начнёт открываться. Второй способ сближения - выказывать те или иные знаки любви к нему. Например, совместное проведение времени. Ведь вспомните, что влюблённые хотят проводить как можно времени друг с другом. Родителям также нужно над этим потрудиться. Можно, например, пригласить подростка на прогулку, да даже иногда на кухне можно посидеть за чаем, когда уже все члены семьи разошлись. Когда появляется сакральность, рождается следующий момент, который всегда есть в дружбе - это доверие, более глубокое доверие, а значит, появляется момент откровенности. Важный момент - принятие чувств. Нужна именно поддержка, а не выступление такого домашнего педагога, который натаскивает. Если он не получает поддержку, он «идёт» за ней в Интернет.

Ищут личность

- Но мало кто родителям доверит свои тайны, проблемы. С друзьями тоже стесняются делиться. Что тогда делать? Эмоции же всё равно вырвутся наружу.

- Да, эмоции надо выплеснуть. Но тут нужно отталкиваться от индивидуальных особенностей ребёнка. Некоторым подросткам можно посоветовать вести дневник, у кого-то есть склонность к физкультуре, значит, можно спортом начать заниматься. Каждый находит свой способ. Но в любом случае необходимо живое общение, его сейчас не хватает. Не хватает общения в режиме наставничества, а наставников нет. Раньше на Севере была традиция, когда на окраине деревни, на брёвнах собирались мужики, такой мужской совет, и они обсуждали все насущные проблемы. Это была поддержка. И, когда ребёнок подрастал до определённого уровня, он входил в это общество, оно его поддерживало. То есть можно поискать человека, которому не страшно довериться, важно, чтобы и у второй стороны была готовность выслушать.

- Какие у подростков претензии к родителям, вообще ко взрослым?

- «Сильно долбают и требуют» - так они говорят. То есть ты должен делать то-то и то-то, именно должен. Ещё претензия связана с ограничением: кого-то ограничивают в финансах, кого-то в перемещениях. Подросток чувствует себя взрослым, и ему хочется чувствовать себя свободным, но он ещё не взрослый на самом деле.

- В Интернете сейчас обсуждают тему: как обезопасить общество от неадекватных школьников? Предлагают обратиться к опыту Запада: разработать методички для преподавателей, в которых будут чёткие инструкции и советы, как распознавать подростков, склонных к насилию. Нам подойдёт такой вариант?

- Про методички по выявлению - это опасно. Выявлять должны психиатры, а не педагоги. Чтобы предотвратить трагедии, которые и в России стали происходить, нужна заинтересованность каждого, особенно тех, кто находится рядом с детьми.

Досье

Демьян Клим. 36 лет, консультант, психолог, тренер. Несколько лет работал в государственном учреждении «Леда» психологом. Руководитель архангельской Школы развития. Стаж около 15 лет работы с детьми от 3 до 18 лет и их родителями. 



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета
Самое интересное в регионах