aif.ru counter
В № 17 мы опубликовали доходы депутатов облсобрания за 2018 год. Сколько заработали в поте лица первые лица области?
И с этой крылатой фразой из фильма «Кавказская пленница» согласится добрая половина областных депутатов.
93

«Преданность профессии». Северная железная дорога сильна своими кадрами

Северная железная дорога сильна своими династиями

Основатели династии Шабалиных-Токиных-Марковых.
Основатели династии Шабалиных-Токиных-Марковых. © / Римма Токина / Из личного архива

В 2018 году исполняется 150 лет Северной железной дороге. Во многом сильна она своими кадрами, преданными профессии. Причём преданность эта передаётся из поколения в поколение, общий стаж некоторых династий давно перевалил рубеж в 150 лет.

О двух таких династиях Архангельского региона магистрали мы сегодня расскажем.

Путеводная нить

Общий трудовой стаж на Северной магистрали Шабалиных - Токиных - Марковых из Няндомы - 270 лет.

Основателем железнодорожной династии стал Иван Ефимович Шабалин. С 1926 по 1946 год он работал начальником железнодорожного вокзала Няндома. Вместе с супругой Матрёной Ивановной воспитали семерых детей. Старшая дочь Анна 20 лет работала поваром в столовой паровозного депо на станции Емца. Сын Сергей трудился на станции Няндома в должности машиниста паровоза.

- В военное время паровозные бригады были в резерве железнодорожного транспорта, - вспоминала дочь Сергея Ивановича Римма Токина. - Они доставляли к линии фронта солдат, боевую технику, продовольствие. Сергей Шабалин с помощником и кочегаром водил и поезда до станции Емца. Однажды во время заправки паровоза злоумышленники вскрыли вагон с продовольствием. Обеспечение сохранности груза лежало на ответственности отца. Всю поездную бригаду арестовали и, не сообщив родным, отправили на фронт в штрафной батальон. Это был 1941 год, а в 1942-м отец погиб. Об этом мы узнали лишь в 1945 году, когда вернулся домой кочегар из его поездной бригады.

После смерти супруга Матрёна Ивановна устроилась в паровозное депо раздатчицей на склад топлива. Старшие сыновья, Борис и Юрий Марковы, пошли по стопам отца - стали машинистами. Дочь Лидия работала дефектоскопистом. Её трудовой стаж - 25 лет.

Римма Сергеевна Токина (Шабалина), будучи десятиклассницей вечерней школы, трудилась истопником и дворником в железнодорожных яслях № 31. Там же, но уже воспитателем, работала после окончания в 1962 году педагогического училища. Позже перешла в санаторную группу детского сада № 155. Её трудовой стаж составляет 37 лет.

Её супруг, Геннадий Токин, приехал в Исакогорку в 1957 году после окончания железнодорожного училища в городе Бологое. Работал слесарем-ремонтником. В 1962 году окончил Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта и по распределению прибыл в паровозное депо Няндома. Его трудовой стаж - 41 год. Из них 25 лет - в должности начальника депо Няндома, удостоен звания «Почётный гражданин города Няндома».

С Риммой Сергеевной Геннадий Токин воспитали двоих детей. Сын Олег работал в депо Няндома, сейчас там же инженером по охране труда работает дочь Ольга. Муж  дочери трудится помощником машиниста, а внук Сергей - начальником железнодорожного вокзала Исакогорка.

«Мы действительно воспитали династию железнодорожников-северян, которые ответственно относятся к работе, -  считала Римма Токина. - Эти черты, по крови, унаследованы от родоначальника Ивана Ефимовича Шабалина».

Станция семейная, дорога судьбоносная

Общий железнодорожный стаж династии Моржовых-Зырянкиных составляет 267 лет.

Молодое поколение Моржовых-Зырянкиных.
Молодое поколение Моржовых-Зырянкиных. Фото: Из личного архива/ Антонина Зырякина

В далёком сороковом году прошлого века на станцию Архангельск-Пристань прибыла вологодская семья: Парасковья Кузьминична и Михаил Аркадьевич Моржовы и три их дочери - Аня, Шура и Тоня. Семейство направлялось на заработки в Архангельскую глубинку на лесозаготовки, им даже выдали продуктовые карточки. Но эти карточки у неискушённых селян украли. Начальник станции не оставил их в беде и предложил работу на своей станции. Так образовалась династия Моржовых, общий стаж которой на сегодня составляет 267 лет.

Парасковью Кузьминичну определили греть воду для пассажирских поездов, Михаил Аркадьевич стал плотничать, старшую Шуру взяли в вокзальную столовую. Чуть позже устроилась на железную дорогу стрелочницей и средняя Аня. Для начала семье выделили комнату в доме прямо у путей, на станции.

Внучка Парасковьи и Михаила, Елена Зырянкина, считает, что в годы Великой Отечественной вой­ны именно железная дорога и станция помогли семье выжить. Солдаты из проходящих военных эшелонов подкидывали голодным женщинам и детям  краюхи хлеба, жмых.

После окончания войны Антонина устроилась на станцию  приёмосдатчиком. Семье дали собственную трёхкомнатную квартиру. В конце пятидесятых старшая Александра вышла замуж и увезла родителей в Тюмень, к супругу. Анна и  Тоня остались на левом берегу Северной Двины, на станции Архангельск-Пристань. Работы было много - поезда везли лес, уголь из порта, продовольствие и многое другое.

У Антонины с мужем Владимиром, работавшим составителем поездов, родилось четверо детей. Антонина проработала на станции 39 лет. Все три её дочери - Елена, Оля и Наташа, а также дочь её сестры Ани - Наталья, -тоже пошли работать на железную дорогу.

Сегодня и правнук Антонины - Михаил Зырянкин - уже почти 25 лет трудится бригадиром в Архангельской дистанции пути.  

«Дорога всегда обеспечивала нас стабильной работой и зарплатами, - говорит Елена Зырянкина, - несмотря ни на какие трудности, стальная магистраль продолжала жить и работать. А вместе с ней жила и работала и наша семья».

Лада Александрова




Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета Газета
Самое интересное в регионах
Роскачество